Сочинение: "Хлестаков и хлестаковщина" в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

картина Ювеналия Коровина на тему Ревизора Гоголя
(Картина русского художника Ювеналия Коровина)

Одна из наиболее обсуждаемых пьес русской классики – комедия Гоголя «Ревизор». Несмотря на кардинальную смену городского строя, проблемы, поднимаемые в данной пьесе, актуальны и сейчас. Ключевой особенностью «Ревизора» как сатирического произведения является нетипичная для того времени нейтральная окраска персонажей (например, в «Недоросле» Фонвизина имеются ярко выраженные положительные и отрицательные герои).

«Ревизор» состоит из пяти действий. В них разворачивается подготовка чиновников в небольшом уездном городе к приезду ревизора, за которого принимают проезжавшего мимо Хлестакова. До тех пор, пока случайно не перехватывают его письмо другу, никто даже не догадывается о том, что это вовсе не ревизор.

Несмотря на наличие центральной фигуры в данном произведении в лице Хлестакова, основной упор Гоголь делает на само окружение и обстановку происходящего. Важно не то, кто действующие лица и где всё происходит, – важны мотивы людей. Неслучайно в пьесе не упоминается название городка, а описание Хлестакова сводится к образу самого обычного прохожего: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…» Ничего особенного нет и во всех угождающих ему чиновниках: городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало», помещики «низенькие, коротенькие, очень любопытные».

Присущий Гоголю символизм проявляется и в фамилиях персонажей: городничий Сквозник-Дмухановский и судья Ляпкин-Тяпкин уже по звучанию намекают на довольно халатное отношение к своим обязанностям; попечитель Земляника отвлекает всех сладостью своих речей; споры помещиков Добчинского и Бобчинского напоминают разговор с зеркалом. Наконец, Хлестаков своим разоблачением как будто даёт пощёчину местным чиновникам.

Константиновский А. И. "Возвращение Хлестакова после осмотра города"
(Художник Константиновский А. И. "Возвращение Хлестакова после осмотра города")

Центральная проблема произведения – коррумпированность чиновников. Сама идея не была новой для русской литературы (идею «Ревизора» и вовсе предложил Пушкин), однако Гоголю удалось вывести её на новый уровень. При этом пьеса не слишком понравилась Николаю I как раз из-за того, что в конце нерадивых чиновников не ожидало никакое наказание.

Ещё одной проблемой, поднимаемой в пьесе, является ограниченность местных бюрократов. По идее, руководящие должности должны занимать люди умные, способные трезво оценивать происходящее, однако на деле чиновников, утонувших в море своей глупости и лжи, спасает их собственная порочность: почтмейстер Шпекин вскрывает чужое письмо и узнаёт правду о Хлестакове.

Также можно выделить проблему несовершенства человеческой души. Она выражается в трусливом поведении чиновников, не готовых отвечать за свои поступки и раскручивающих спираль лжи ради спасения собственных карьер. Здесь же идёт отсылка к глубокой религиозности Гоголя, который наделяет Хлестакова образом Антихриста, ведущего за собой «слепых» людей. Немая сцена в конце произведения, которую не оценил император, как раз и намекает на прозрение грешников, в своём неведении поклонявшихся дьяволу.

Из этих всех проблем вытекает термин «хлестаковщина». Обычно его понимают очень узко, связывая только с коррупцией чиновников, однако на деле сюда включаются ещё и все негативные последствия трусости человека. Хлестаковщина, в узком понимании традиционная для российского общества, на деле обретает форму глобальной проблемы несовершенства человека.

Сатирическая составляющая «Ревизора» выходит за рамки обычного высмеивания чиновничества в России: это глубокое произведение позволяет проследить внутренний поиск Гоголя истины относительно человеческой натуры в целом.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.